Выпущен журнал "Открытый Город" по теме памяти о трагическом прошлом

 

Вышел в свет номер антифашистского журнала "Открытый Город" (www.opencity.hrworld.ru) на тему "Ответственность за свободу".

Он посвящён памяти о тоталитарных режимах XX века и связанных с ними трагедиях. Его создатели – активисты и участники международного Молодёжного Правозащитного Движения (МПД), Международного Движения «Молодая Европа» и других сетей и организаций.

Тексты авторов из России, Италии, Германии, Беларуси, Украины, Швеции, Скифии ставят вопросы о том, ЧТО ИМЕННО мы помним — историю побед, поражений, сопротивления, открытий, катастроф?.. Как нам примириться с тем, что другие люди хранят ДРУГУЮ историю?..

В журнале рассказано о различных действиях по сопротивлению забвению трагического прошлого, чтобы у каждого из вас была возможность к ним присоединиться (или придумать собственные). Создатели номера убеждены, что принятие ответственности за то, что было в прошлом, помогает более свободно выбирать то, что будет с нами завтра.

Из краткого обзора журнала:

Открывает номер статья «Победа и покаяние» Андрея Юрова, Почётного Президента международного Молодёжного Правозащитного Движения. В ней автор ставит вопрос о необходимости осуждения сталинского режима с помощью Международного Трибунала. И если он невозможен на межгосударственном уровне, то можно создать гражданский трибунал, в котором участвуют обычные люди. «А ещё — нужно покаяние. И тогда, быть может, народы Польши и стран Балтии начнут относиться к нам по-другому (ведь нам важно отношение именно народов, а не правительств). А то, что и им самим нужно покаяние (например, всё-таки осудить собственных СС-овцев) — это уже их дело. И Бог им судья. А наше покаяние — наше дело. И здесь НАМ Бог судья», — пишет А.Юров.
Не менее важен материал «Память о сталинизме». Это текст выступления Председателя Правления международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» Арсения Рогинского на международной конференции «История сталинизма: итоги и проблемы изучения», состоявшейся 5 декабря 2008 года. Анализируя ситуацию с коллективной памятью в России, А.Рогинский замечает, что «нет никакого государственного правового акта, в котором государственный террор был бы назван преступлением» и что «память о сталинизме в России — это почти всегда память о жертвах,.. но не о преступлении».
В своей символической статье «Поиск отца» Татевик Гукасян, приводя цитаты из книги психотерапевта А.А.Шутценбергер о работе с коллективными травмами, представляет разных репрессированных и погибших родственников в образе ПРАОТЦА, историю которого нужно найти, осмыслить и принять, «чтобы преодолеть нашу общую травму и трагедию, наш страх, нашу вину, которой вот уже 70 лет». «Поколение вопрошающих и ищущих: придёт ли оно или, может, уже пришло?» — спрашивает Татевик.
Именно такого человека из «поколения вопрошающих» представляет собой студент исторического факультета Иван Кондратенко. В своей статье «Глубокоуважаемому вождю пролетариата…» (сталинский геноцид в 1933-м году)» он описывает голод в Центрально-Черноземном регионе, от которых пострадали его бабка и прабабка. «Ничто не проходит бесследно... Ещё долго будут маячить перед нами призраки тех грузовых вагонов, путников, умиравших в дороге, матерей, переступивших через материнское чувство...».
Философ и медиа-активист Артём Марченков в тексте «Вырванные страницы» тоже рассказал свою семейную историю. «...ныне живущие осознанно или «автоматически» выбирают, как жить и строить отношения с окружающими. Стоит знать, какие социальные сцепления могут и сейчас вынести нас на очередной виток спирали...».
С разрешения журналиста, анархиста Влада Тупикина в номер вошла его статья «Антифашизм в России? Сегодня?», написанная в 2005 году. Влад рассказывает о табличках памяти (проекте «Stolpersteine»), вмонтированных в землю вместо булыжников, напоминающих об уничтоженных в годы нацизма евреях. «Не знаю, появятся ли такие таблички, как в Берлине, в наших городах и сёлах. Верится в это с трудом. Но, с другой стороны – что мы, хуже немцев? Что у нас, совести меньше?» — задаётся вопросом автор.
Ирина Аксёнова назвала свою статью словами из трёх языков — польского, русского и итальянского: «Pamięć и мemoria». Побывав и в Польше, и в Италии, Ирина описала две практики этих стран по работе с коллективной памятью. Это скандальная книга Яна Томаша Гросса «Страх», в которой автор обвинил поляков в антисемитизме и привёл в пример послевоенный еврейский погром 1946 года. И — сеть Libera, Assotiations names and against mafias, которая добивается сохранения памяти о жертвах мафии.
В статье «Мы хотим сохранять не только кости» исследовательница-политолог, активистка МПД-Берлин Лиза Гросс рассказывает о работе с памятью о диктатуре Франко в Испании и о новом законе об этой работе. Разрешатся ли противоречия между союзами родственников о том, значит ли этот закон прогресс или очередное поражение в борьбе за признание жертв?
Белорусская правозащитница Лена Тонкачёва присутствовала на судебном процессе над молодыми людьми в Минске — участниками митинга против ужесточения закона о предпринимательской деятельности. В результате процесса в апреле 2008 года был осуждён и посажен в тюрьму  22-летний Андрей Ким. «Ромашковый чай» показывает, что если невозможно добиться справедливости в суде, то человек оказывается не защищён от антигуманной государственной машины.  
В трактате «Тезисы о свободе (первая сумма)» два автора — Даниил Горецкий и Андрей Юров — размышляют о Свободы как иллюзии, Свободе как бегстве, Свободе как вызове, Свободе как Утопии, Свободе как инициации...
На «Книжной полке» лежит рецензия Елены Дудукиной на роман Курта Воннегута «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей». В ней сделан акцент на том, что эта книга первой показала «другую память» о бомбёжке Дрездена и Второй мировой войне в целом, чем вызвала оживлённые споры и даже запреты на её чтение.
Составленная Константином Барановым справка «Международные трибуналы и осуждение тоталитарных режимов» содержит перечень разнообразных тактик восстановления справедливости после преступлений тоталитарных режимов.
На «Кино-полке» хранится рецензия Анастасии Никитиной на культовый фильм 80-х годов Тенгиза Абуладзе «Покаяние», повлиявший 20 лет назад на инициативы по сохранению памяти в России и на постсоветском пространстве.
Завершают номер перечень «Инициатив за сохранение памяти о тоталитарном прошлом» и тематические интернет-ресурсы, которые могут быть полезными при глубоком изучении темы номера.